Актёр Борис Андреевич Бабочкин
Категория: ОткрыткиПросмотры: 1 530

1904—1975
Борис Андреевич Бабочкин родился в Саратове в семье железнодорожника. Пятнадцатилетним комсомольцем был в составе резервного саратовского полка, сформированного для борьбы с Деникиным, затем служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, куда входила Чапаевская дивизия.

 
Шестнадцати лет . в шинели и солдатских сапогах Борис Бабочкин приехал в Москву учиться, чтобы стать актером. Он был принят сразу в две студии: Михаила Чехова и Иллариона Певцова. Певцов стал для него учителем навсегда»». Бабочкин рано определил свои принципы в искусстве. Считая, что актер должен ежедневно общаться со зрителем, он уезжает из столицы. За шесть лет скитания по провинциальным театрам сыграл более двухсот ролей. Овладевая профессией, помнил завет Певцова: «Образ нужно найти внутри себя, в себе найти душевные движения, которыми живет образ».
С 1927 года Бабочкин работает в Ленинграде. Здесь он сыграл Сысоева ( "Первая Конная" Вс. Вишневского), Чацкого ("Горе от ума" А. Грибоедова), Хлестакова ("Ревизор Н. Гоголя"). Эллери Джонса ("Вершины счастья" Дос Пассоса), Самозванца ("Борис Годунов" А. Пушкина), царевича Алексея ("Петр 1" А. Н. Толстого) и мною других ролей.
В Ленинграде началась и режиссерская деятельность Бабочкина. Уже тогда в актерской и режиссерской ею работе обозначились два г лавных направления: интерес к русской классике и тяготение к современному герою, к теме революции. Будучи художественным руководителем Большого драматическою театра имени М. Горького, он выпускает спектакли "Кубанцы" В. Ротко, «Дачники» М. Горькою, где играет роль Власа. «Волк» Л. Леонова. "Царь Потап" А. Копкова.
Сниматься в кино Борис Андреевич начал с 1928 года и не расставался с экраном до конца дней. Роль Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых приносит ему всенародную любовь и мировую славу. Впервые в советском кинематографе актер становится полноправным соавтором фильма. Чапаев в исполнении Бабочкина — подлинно народный герой, беззаветно преданный революции, он вспыльчив, наивен, но обладает огромным умом, волей, беспредельной храбростью.
Переехав в Москву в 1940 году, Б. Бабочкин вступает в труппу театра имени Евг. Вахтангова. Во время Великой Отечественной войны напряженно работает в кино; сыграл главные роли в нескольких полнометражных художественных фильмах, одном короткометражном, был режиссером (совместно с А. Босулаевым) фильма «Родные поля», по выражению Ю. Нагибина «самом правдивом» фильме о деревне того времени. В послевоенные годы Борис Андреевич работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, где им была создана роль Клаверова (" Тени" Салтыкова-Щедрина), одна из значительных его работ, ставит спектакль «Бранденбургские ворота» М. Светлова, которым открылся Театр-студия киноактера, выпускает ряд пьес на сцене Народного театра имени Вазова в Болгарии.
Почти четверть века Борис Андреевич связан с Малым театром. Это была пора нового, яркого расцвета таланта актера и режиссера. Здесь им созданы «Вечный источник» Д. Зорина, «Иванов» А. Чехова, «Дачники», «Достигаев и другие», «Фальшивая монета»» М. Горького; «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Гроза» А. Островского. Все эти работы отличает верность авторскому замыслу, острота трактовки, актерский ансамбль. На сцене Малого театра Бабочкин-актер создал галерею сложнейших, непохожих друг на друга характеров: Иванов и Сила Ерофеевич Грознов. Аадам и Кулигин. Суслов и Достигаев; на телевидении: Николай Степанович и Олеша Смолин, Пимен и Сальери...
По собственному признанию Бабочкина, он любил только трудные роли. Про его игру трудно сказать "перевоплощение": он становился тем человеком. которого играл, наполняя образ страстью своею отношения к жизни, страстью утверждения идеалов. А. А. Гончаров считает Бориса Андреевича образцом современного актера, удивляясь, как "яростно присваивал он себе внутренний мир своего героя"
Он был человеком громадною гражданскою темперамента, беспощадной требовательности, прежде всего к себе. До конца дней оставался по-юношески быстрым, влюбленным в жизнь и искусство, но искусство, для которого главное — неуспокоенность, борьба за идеалы современною человека, ненависть к мещанству и косности. Он загорался радостью, встречаясь с талантливой работой — товарищей по сцене и экрану, своих учеников во ВГИКе.
Полная душевная отдача сочеталась в нем с трезвым логическим анализом, определяя и ею актерское творчество и режиссуру: никакой предвзятости, при всей неожиданности трактовки — решение всегда должно быть соотнесено с авторской мыслью. Борис Андреевич постоянно трудился. Готовя для радио поэму Твардовского, занимался четыре месяца, каждый день, и только после этого «осмелился» записать ее.
Бабочкин не терпел неуважения к актерскому делу, небрежности речи, приблизительности характера и формы. На праздновании 50-летия «Комсомольской правды», где все выступали перед микрофоном, он вышел на сцену и тихо сказал: "Разрешите мне обойтись без этой штуки, надеюсь вы меня и так услышите". И его услышали. Музыка слова звучала в каждой роли Бабочкина. Но главное, в каждом его создании звучала музыка души, страстной и нежной, ранимой и незащищенной, но — отважной души бойца за идеалы советскою драматическою искусства.
Работая без устали, он терзался мыслью, что сделал мало по сравнению с тем, что мог. "Я хочу умереть стоя" — это запись из дневника. Незадолго до своего последнего дня он написал школьному товарищу: "Получаю неизъяснимое наслаждение от следующего своего спектакля. Это будет Чайка".
Комсомолец 20-х годов, коммунист, он всю жизнь отдал искусству. Золотая звезда Героя Социалистического Труда, звание народного артиста СССР, три ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, трижды присужденные за работу в кино Государственные премии СССР — свидетельства его заслуг перед Родиной.


Борис Андреевич Бабочкин, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР.


Искусство берет всего человека, целиком... Ему нужно отдать всю жизнь. - Б. Бабочкин


Он являет своей человеческой и художнической личностью русский национальный характер, образец русского интеллигента. Он чувствует и досконально знает народную жизнь, его таланту присуще философическое, интеллектуальное начало. Аналитический метод Бабочкина в соединении с гигантским темпераментом, его блистательная образованность и неслыханная работоспособность позволяют ему каждый год выходить к зрителю с высшими достижениями, сразу становящимися в центр художественной жизни. - Журнал «Театр». 1974 г.

 

 

Кадры из кинофильма «Чапаев». Режиссеры Г. и С. Васильевы. 1934 г. Б. Бабочкин в роли Чапаева, Л. Кмит в роли Петьки
Сейчас уже невозможно отделить имя Бориса Бабочкина от истории советского театра и кино, ибо он является одним из прочнейших волокон в ее сплетении. Великий «Чапаев», вошедший в историю не только советского, но и мирового кинематографа, навечно связан с триумфами нашего киноискусства. А образ Чапаева неотделим от имени создателя этого легендарного киногероя — актера Бориса Андреевича Бабочкина... Можно по пальцам перечесть роли, которые в какой-то мере дотягиваются до той популярности, до той высочайшей отметки, на которой стоит в нашем киноискусстве образ Чапаева. - М. Ульянов

 

 

Б. Бабочкин в роли Сэма Боулдера. Кинофильм «Бегство мистера Мак-Кинли». Режиссер М. Швейцер. 1975 г.
Г. Егиазаров, В. Теличкина, Э. Леждей, Б. Бабочкин, Ч. Айтматов. VI Всесоюзный кинофестиваль. Алма-Ата. 1973 г.
Когда мы стали работать с Л. Леоновым над сценарием для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли», то идея пригласить Бабочкина на роль Боулдера явилась мне сразу же... В этой работе мы впервые столкнулись с художником потрясающего класса и уровня. Борис Андреевич Бабочкин пришел, полностью сделав эту роль... Для меня это было единственное в своем роде зрелище и урок. - М. Швейцер

 

 

Б. Бабочкин в пьесе М. Горького «Достигаев и другие». Малый театр. Постановка Б. Бабочкина. 1971 г.
Б. Бабочкин в роли Достигаева, Л. Юдина в роли Елизаветы, Н. Анненков в роли Отца Павлина, И. Любезное в роли Бородатого солдата.

С увлечением наблюдаете вы, с каким блеском воплощает Бабочкин остроумную достигаевскую игру... Артист сыграл неповторимо конкретного человека, но он сыграл еще психологию, философию приспособленчества. Заострение, почти гротеск, и при этом веришь в реальность каждой интонации, каждого жеста... Спектакль выдержан в тонах резких, озорных, порой намеренно грубоватых — режиссер как бы задает атмосферу ошеломительных и ярких общественных, человеческих перемен. - К. Щербаков

 

 

Б. Бабочкин в роли Иванова, К. Роек в роли Сарры. «Иванов» А. П. Чехова. Малый театр. Постановка Б. Бабочкина. 1960 г.
Разъеденность пошлостью — этот мотив известен как постоянный мотив Чехова... И никто, как Бабочкин, не был всегда готов передать его сполна, с усилением даже. Готовясь к «Иванову», он не толковал ни об усадебном ноктюрне, ни о русском Гамлете, — замечал прежде всего, как безобразно часто говорят в этой пьесе о деньгах... Играя Иванова, Бабочкин также всем существом своим отводил живучие в исполнительстве объяснения, дошедшие от театра «ивановских» времен. Ничего от неврастении, от качелей депрессии и подъемов духа не было в этом невысоком, сухощавом, складном человеке. Волосы русые, лицо правильное, глядит прямо; двигается энергично... резок, но отнюдь не раздражителен... - И. Соловьева

 

 

Б. Бабочкин со своими выпускниками на дипломном спектакле «Достигаев и другие». ВГИК. 1969 г.
В гостях у Бабочкина и его студентов японский режиссер Акира Куросава. ВГИК. 1974 г.
Школа Бабочкина навсегда осталась для меня компасом, направляющим мои актерские усилия, человеческие поступки, само отношение к театру... Бабочкин воспитывал в нас чувство высокой гражданственности, патриотизма. И еще он воспитывал нас в жестких этических правилах, требовал железной дисциплины, не допускал ни малейшего ее нарушения... Сам он никогда не опаздывал, был предельно пунктуален и, если его задерживали дела, — а у него, как художественного руководителя театра, была масса обязанностей, — он обязательно предупреждал, на сколько минут он может задержаться. - В. Стржельчик


Борис Андреевич готовил нас к тяжелому труду. Он разговаривал с нами прямо, откровенно. Он любил искусство и нас учил любить его... Для него, кроме задач подготовки актера, т. е. мастерства, наиважнейшей задачей было формирование художника как гражданина. - Н. Сувд, художественный руководитель Государственного академического драматического театра имени Нацагдоржа, МНР, выпускница актерской мастерской Бабочкина во ВГИКе

 

 

Б. Бабочкин в пьесе М. Горького «Дачники» Б. Бабочкин в роли Суслова. Малый театр. Постановка Б. Бабочкина. 1964 г.
Б. Бабочкин в роли Власа. Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького. Постановка Б. Бабочкина. 1939 г.
Сцена из 4-го действия. Малый театр. Постановка Б. Бабочкина. 1964 г.
Все еще находясь под впечатлением вчерашнего спектакля, я хочу поблагодарить Вас за ту радость, которую доставили Вы как режиссер и актер мне, литературоведу и просто зрителю. Давно уже я не испытывал такого ощущения подлинно «горьковского» на сцене. Да и вообще давно не видел такого прекрасного спектакля. - Б. Бялик

 

 

Б. Бабочкин в телеспектаклях.
Б. Бабочкин в роли Николая Степановича, Л. Щербинина в роли Кати. «Скучная история» А. П. Чехова. Режиссер П. Резников. 1968 г.
Б. Бабочкин в роли Олеши Смолина, В. Бочкарев в роли Константина. «Плотницкие рассказы» В. И. Белова. Режиссер П. Резников. 1972 г.
За «Скучной историей» Чехова последовали «Плотницкие рассказы» Василия Белова. Дистанция между двумя этими ролями, в биографии артиста расположенными рядом, по соседству, огромна... Перед нами... две от начала и до конца заново прожитые, отделенные даже и во времени, в русской истории почти целым столетием две судьбы — каждая сама по себе...
Если «Скучная история» напомнила гениальные тютчевские строки о последней любви, то «Плотницкие рассказы» вдруг вызвали в сознании есенинскую грусть:
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать...
В обеих этих ролях Бабочкин продемонстрировал искусство тончайшего психологизма, движимое глубокой уверенностью в том, что человеческая жизнь должна быть устремлена к высшей цели, послушна велениям совести. Обе эти роли были сыграны с поразительной простотой, доступной лишь виртуозному мастеру. - К. Рудницкий

 

 

Б. Бабочкин в роли царевича Алексея. «Петр I» А. Н. Толстого. Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Постановка Б. Сушкевича. 1935 г.
Б. Бабочкин в роли Самозванца. «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Постановка Б. Сушкевича. 1934 г.
Б. Бабочкин, Я. Малютин, А. Толстой и Б. Суш-кевич (стоит) после спектакля «Петр I». 1935 г.

Мне хотелось ощутить тот буйный вихрь, который уносит с собою Отрепьева и превращает его в названного Димитрия. Мне хотелось найти ту стихийность характера Гришки, которая сделала его одной из самых загадочных фигур нашей истории. И, вместе с тем, мне хотелось найти краски для передачи своеобразного русского лиризма, который прорывается в этом образе и придает ему особую пленительную пластичность. - Б. Бабочкин

 

 

Б. Бабочкин в роли Хлестакова. «Ревизор» Н. В. Гоголя. Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Постановка Б. Сушкевича. 1936 г.
Б. Бабочкин в роли Сысоева. «Первая Конная» Вс. Вишневского. Ленинградский драматический театр Народного дома. Постановка А. Дикого. 1930 г.
Б. Бабочкин в роли Чацкого, Н. Рашевская в роли Софьи. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Постановка Н. Петрова. 1932 г.

Образ, созданный в спектакле Бабочкиным, представлял собой обобщенное выражение «судьбы человеческой, судьбы народной». Актеру удалось передать в этом образе всю сумму качеств, обнимающих собой понятие: русский характер, советский характер. Его Сысоев был бойцом и патриотом, бунтарем и революционером по духу, человеком гордого достоинства и государственного кругозора. - А. Дикий

 

 

Э. Цесарская, Н. Алисова, Б. Бабочкин, В. Дружников, Е. Мельникова (сидят), М. Кузнецов, А. Цинман. Театр-студия киноактера. 1947 г.
Б. Бабочкин в роли Клаверова. «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Драматический театр имени А. С. Пушкина. Постановка А. Дикого. 1953 г.
Б. Бабочкин в роли Огнева. «Фронт» А. Е. Корнейчука. Театр имени Евг. Вахтангова. Постановка Р. Симонова. 1943 г.
В пьесе «Тени» много монологов... Бабочкин в монологах как бы начисто отрицает четвертую стену. Он усаживается у самой рампы. Он обращается непосредственно к нам... Бабочкин на рубеже между общением с нами и жизнью Клаверова: выявляя внутреннюю жизнь «его превосходительства», он зовет нас, зрителей, к суду над подлецом, достигшим пределов человеческого падения. Бабочкин делает это поистине виртуозно, а ведь достаточно одного неверного движения, чтобы потерять равновесие и вместо поглощенности жизнью образа оставить в живых только отношение к образу. - С. Бирман

 

 

Б. Бабочкин в роли Кулигина. «Гроза» А. Н. Островского. Малый театр. Постановка Б. Бабочкина. 1974 г.
Б. Бабочкин в роли Грознова. «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского. Малый театр. Постановка Б. Бабочкина. 1965 г.
Все-таки поставил «Грозу». Осуществилась самая заветная театральная мечта... - Б. Бабочкин
Нужно ставить спектакли так, чтобы качество сегодняшнего спектакля почти не зависело от сегодняшнего настроения актеров, чтобы публика обязательно была захвачена спектаклем. Вот так поставлена мной «Правда — хорошо...». - Б. Бабочкин

 

Комплект из 12 фотооткрыток. "Б. А. Бабочкин". Цена 99 коп. Издательство "Планета", Москва, 1983 год. ото из архива музея Малого театра и семьи Б. А. Бабочкина.


Друзья! Эти открытки отсканированы и обработаны нашими сотрудниками. Мы разрешаем использовать их в любых целях, без каких-либо ограничений. Но если вы поблагодарите авторов небольшим пожертвованием, размер которого остается за вами, мы будем премного благодарны. Все взносы используются на дальнейшее развитие нашего Музея СССР. Спасибо! Счет ЯндексДеньги для добровольных пожертвований: 4100 1409 0827 465.


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
При поддержке NOVOUR.RU
  • Рейтинг@Mail.ru
  • Разработал Sobin