В 1943 году на вооружении вермахта появилась новая техника, обладающая мощным орудием вкупе с хорошей бронезащитой – тяжелый танк Pz Kpfw Tiger или просто Тигр. Перед Курской битвой бронетанковые соединения Красной Армии обладали тяжелыми танками КВ, которые, к сожалению, не могли на равных бороться с новыми немецкими машинами.
Для того чтобы вернуть былое преимущество РККА на поле боя, необходимо было создать новую машину, обладающую пушкой большого калибра и непробиваемой, для любого вида артиллерии, броней. Такой грозной машиной на полях Второй мировой войны должен был стать тяжелый танк ИС-4.
История создания
Работы по созданию проекта были начаты в 1943 году на ЧКЗ в г. Челябинске в СКБ-2, в то время, когда был принят на вооружение ИС-122. Руководил созданием проекта сначала Троянов Л.С., чуть позже на должность руководителя был назначен Балжи М.Ф., создатель ИС-3.
Проект под обозначением «К» изначально предназначался для борьбы с немецкими тяжелыми танками, как основной противник Panther,Tiger и их модификаций. Требуемые характеристики и чертеж агрегатов машины были приняты 10 декабря 1943 г., а через 4 месяца был создан макет из дерева.
При конструировании за основу был взята компоновка танка ИС, с модернизацией и изменениями узлов машины.
Бронезащита машины была существенно увеличена, что способствовало внесению изменений в ходовую часть из-за возросшей массы. Так количество опорных катков увеличилось до 7 штук с каждой стороны машины, а ширина гусениц выросла до 730 мм. Кроме того, мощности существующего двигателя, устанавливаемого на ИС-3, для такой тяжелой машины было явно недостаточно.
На помощь пришло конструкторское бюро при ЧТЗ — СКБ-12 (занимающееся разработкой дизельных двигателей) с новым 12-цилиндровым В-12, спроектированным на основе знаменитого двигателя В-2. Также к концу проектирования машины была разработана новая трансмиссия. Увеличение бронирования повлекло за собой и изменение крепления башни с новой системой управления поворотом.
В середине весны 1944 года проект был утвержден и получил название «Объект 701». Всего существовало шесть версий проекта, главным отличием которых являлась установленная артиллерийская система.
- Объект №701-1. На данный прототип, выпущенный в апреле 1944 года, производился монтаж 122 мм артиллерийской системы Д-25Т.
- После проведения полигонных испытаний, в июне 1944 года проект был направлен на устранение выявленных недостатков.
- Объект №701-2. Единственным отличием проекта от предыдущего являлась установленная 122 мм артиллерийская система С-34-II.
- Объект №701-3. На данный образец устанавливалось орудие С-34-I калибром 100 мм. Вместе с уменьшением калибра пушки увеличилась толщина лобовой брони на 20 мм (у первых двух версии толщина «лба» равнялась 140 мм, третья версия обладала 160 мм). Для того, чтобы уменьшить негативное влияние на проходимость из-за возросшей массу, увеличена длина машины. Но, проведенные мероприятия незначительно повлияли на улучшение ходовых качеств проекта.
- Объект №701-4. Данный объект – это модернизированный №701-1. Главным отличием явилась модернизация ходовой части машины. После проведения испытаний пробегом, на 1160 км выявились недостатки трансмиссии, и машина была также направлена на доработку.
- Объект №701-5. Проект был изготовлен в конце осени 1944 года, в основе машины лежали проекты 701-3 и 701-4. Главным отличием явилось увеличение броневой защиты «лба» башни до 250 мм, а бронезащита кормы танка была увеличена до 120 мм. На объект было поставлена 122 мм арт. система Д-25Т.
- Объект №701-6. Последняя версия проекта, испытания которой завершились 21 апреля 1945 года, отличалась от предыдущей модернизированной ходовой частью.
И если после проведения всех испытаний и устранения недостатков вопросов по машине не было, то в случае оснащения танковым орудием объекта 701 перед разработчиками стала дилемма. Выбор был непростой – это пушки, калибром 122 мм, С-34-II и Д-25Т. И если первая обладала большой точностью, то вторая производилась серийно. Последний фактор и стал убедительным в принятии решения об оснащении объекта 701 артиллерийской системой Д-25Т.
Новый танк получился громоздким и проигрывал ИС-3 из-за большей массы и низкой проходимости, но выигрывал за счет более сильной бронезащиты. Именно последний фактор способствовал запуску в серию объекта.
Через год, 29 апреля 1946 танк был принят на вооружение и получил название ИС-4, к сентябрю этого же года изготовлено 25 единиц. Данная партия предназначалась для проведения испытаний, через месяц, 8 октября ИС-4 был запущен в серию. Налаживание массового производства шло очень медленно и за три месяца удалось изготовить всего 20 единиц.
Версии танка и его конструкция
За период производства с 1946 по 1949 г.г. было изготовлено 244 единицы. Кроме серийной машины, выпускались ИС-4 еще в двух модификациях:
- командирская версия (ИС-4К) оснащалась дополнительной радиостанцией;
танк с улучшенной ходовой частью получил название ИС-4М. - ИС-4 вооружался 122 мм артиллерийской системой Д-25Т с боекомплектом в 30 выстрелов и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК (спаренный и зенитный). На машинах применялся дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. и механическая трансмиссия планетарного типа.
Скорость машины по шоссе составила 43 км/ч, запас хода 170 км. Броня гомогенного типа, бронезащита корпуса – лоб 160 мм, корма 160 мм, борта 120 мм. Бронирование лба башни достигало 250 мм. Масса танка – 60 тонн. Экипаж машины состоял из 4 человек — механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.
Дальнейшая судьба танка
Все 244 экземпляра ИС-4 несли службу в частях на Дальнем Востоке и были сняты с вооружения в 60-х годах. Причиной отказа от дальнейшего выпуска танка явилась дороговизна и сложность производства, что исключало возможность массового выпуска в случае войны с вероятным противником. Чрезмерная масса танка снижала возможности перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом.
Кроме того, болезни ходовой части, которые появились еще в ходе изготовления первых образцов и проведения испытаний, так и не были до конца устранены. В боевых конфликтах во второй половине 40-х и до 60-х годов, танк участия не принимал, наверно, сказалась сложность его транспортировки на возможный театр боевых действийи дороговизна обслуживания. Оставшиеся к концу службы танки стали мишенями при проведении учебных стрельб, а демонтированные башни с орудиями, устанавливались как отдельные огневые точки на границе с Китаем.
Сегодня, несколько единиц ИС-4 сохранилось и их можно увидеть как в экспозиции музея, так и виде памятника:
- музей бронетанковой техники в Кубинке;
- парк Дома офицеров РА в г. Чита;
- памятник в г. Забайкальск.
На фото - модель ИС-4 в масштабе 1:72