Статья посвящена разнообразным специальным автомобилям для крупных городов.
Первые советские подметальные машины ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на ночном дежурстве на московском Садовом кольце
В обязанности этой техники входят регулярная очистка, мойка и уборка городских территорий, коммуникаций и памятников, обслуживание и ремонт сложнейших систем электро-, водоснабжения и канализации, вывоз мусора и различных отходов в любое время года и в любых климатических зонах.
Эту статью посвящаем первым самым простым и незаметным автомобильным труженикам крупных советских городов, выпущенным до развала СССР в 1991 году, – подметально-уборочным и поливочно-моечным машинам, в обиходе известным как «подметалки» и «поливалки». Они базировались на шасси обычных грузовиков и в те времена исполняли несложные обязанности: подметание, поливка и мойка проспектов, улиц, площадей и парков.
Первая советская подметальная машина ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на Садовом кольце в Москве. 1936 год
Первенцы подметальные и поливальные
История советских коммунальных автомобилей подметально-поливочной категории начиналась в середине 1930-х годов с развертыванием выпуска полуторок и трёхтонок. Первым в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ), с оглядкой на подобные немецкие машины, был создан достаточно совершенный подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.
Редкое применение подметальной машины ПУ-2 в зимнее время в Ленинграде
Машины ПУ-2 с разнесенными в стороны кожухами боковых щёток и удлиненными бамперами
Точных сведений о конструкции ПУ-2 не сохранилось, но известно, что его оборудовали широкой задней щёткой и двумя боковыми, разнесенными по обеим сторонам кузова и обеспечившими достаточно широкую полосу уборки, которую от чужих машин «охранял» широченный бампер. Негабаритные машины, обычно работавшие по ночам, оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми. В 1938-м их заменил «нормальный» вариант ПУ-5.
Упрощенная подметальная машина ПУ-5 с открытым расположением двух боковых щёток. 1938 год
В 1945-1946 годах на его основе было собрано 20 известных «подметалок» ПУ-7 с характерным остроконечным передком, способных убирать до 20 тысяч кубометров загрязнений в час.
Самая элегантная советская подметальная машина ПУ-7 с боковыми лотковыми щётками. 1946 год
На схеме ПУ-7 видны основная задняя щётка, шнек, наклонный транспортер и мусоросборник
С разных сторон автомобиля ГАЗ-АА были подвешены плоские щётки для выметания мусора из лотков вдоль тротуаров и задняя круглая основная щётка для уборки проезжей части. Сметавшийся ими мусор (смёт) забрасывался на винтовой шнек и при помощи скребкового транспортера попадал в 400-литровый мусоросборник. Во избежание запыленности места работы имелась увлажняющая система с принудительной подачей воды на форсунки. Все узлы работали от коробки отбора мощности шасси.
Опытная машина конструкции НАТИ на шасси ЗИС-5 с V-образной цистерной, основной щёткой в колесной базе и правой лотковой с электроприводом. 1940 год
С 1936 года для выполнения летних и зимних работ служили пятитонные грузовики ЯГ-4 с характерными узкими и удлиненными бамперами, доработанные в Московском управлении благоустройства и Ленинградском тресте очистки. На них устанавливали водяные цистерны вместимостью от 4 до 5,5 тысяч литров, центробежный насос с приводом от трансмиссии автомобиля, два передних и два центральных разбрызгивающих сопла для очистки крупных территорий.
На Красной площади моечная машина ПМ-4 на шасси ЯГ-4 с увеличенным объёмом цистерны и двумя насадками. 1936 год
На Невском проспекте поливочная машина МПЛ-4 с цистерной уменьшенной ёмкости и двумя боковыми соплами
Ярославские «поливалки» ПМ-4 очищают Садовое кольцо после марша немецких пленных 17 июля 1944 года. Справа – машина ПУ-5
Жарким днем в понедельник 17 июля 1944 г. москвичи стали свидетелями необыкновенного зрелища - шествия растянувшейся на километры процессии из сотен колонн немецких военнопленных. 57 640 солдат и офицеров - часть той армии, что планировала взятие Москвы осенью 1941-го, все-таки прошла по городу.
"Шествие подходило к концу, когда люди, стоявшие на тротуаре, вдруг засмеялись. Послышались громкие восклицания: "Правильно! Карболкой бы! Давай чисть как следует, дружок!" По улице шли машины с цистерной и упругими струями воды мыли асфальт".
С 1939-го на 59 грузовиках ЯГ устанавливали щётки для мойки различных объектов и плужные снегоочистители. Только в столице к началу 1941-го парк машин для уборки улиц составлял 632 единицы.
Машина ПМ-4 в зимней комплектации с поворотным отвалом и приводом из кабины водителя
Модернизированный вариант коммунальной машины ЯГ-6 с новыми моечными соплами. 1940 год
Расцвет колёсной коммуналки: учимся подметать, мыть и поливать
Уже в 1945 году начались работы по ранее неизвестным поливомоечным машинам с прямоугольными цистернами на базе ЗИС-5 военного образца. В кооперации с другими предприятиями московский авторемонтный завод «Аремз» разработал поливочный автомобиль ПМ-6 с цистерной на три тысячи литров воды, пожарным насосом центрального расположения и тремя передними соплами-насадками.
Поливальная машина ПМ-6 на шасси ЗИС-5 с тремя передними насадками и пожарным насосом. 1945 год
В Ленинграде собирали «поливалки» МПМ-2 на двух- и трехосных шасси с передней установкой насосного «оргaна», двумя поливальными насадками и четырьмя «про запас». С появлением подобной более совершенной техники работы по ним были прекращены.
Опытные ленинградские поливальные машины МПМ-2
МПМ-2 с несколькими видами насадок и разбрызгивателей?
В 1956-м на Экспериментально-механическом заводе Управления благоустройства Мосгорисполкома и заводе «Коммунальник» начались работы по созданию первого специального подметально-уборочного автомобиля с приводом рабочих агрегатов от шасси ГАЗ-51, рассчитанного на эксплуатацию на улучшенных дорожных покрытиях. Прототип ПУ-8 планировалось оснастить вторым рулевым колесом и дублированными педалями, чтобы водитель со всех сторон мог наблюдать за процессом работы.
Серийная подметально-уборочная машина ПУ-20 на шасси грузовика ГАЗ-51
Машина ПУ-20 для работы в городах и на усовершенствованных дорожных покрытиях
Рабочее оснащение серийной «подметалки» ПУ-20 размещалось в обтекаемом цельносварном кузове и включало две плоские боковые щётки (лотковые или торцевые) и одну заднюю основную с цепным приводом. Лотковые щётки подавали смёт к продольной оси автомобиля. Задняя щётка забрасывала его на шнек, с которого мусор поступал на транспортёр, доставлявший его в бункер объёмом в тысячу литров. Для борьбы с запыленностью служили водяной насос с фильтром и баком на 1000 литров воды, которую под давлением подавали на подбамперные форсунки.
Основные быстросъёмные рабочие органы «подметалки» ПУ-20 с цепным приводом основной щётки
Увлажнительная система с пятью разбрызгивающими форсунками, расположенными под бампером
Ширина подметённой полосы машины ПУ-20 составляла 2,7 метра. При полной нагрузке её масса достигала 6,4 тонны. Рабочая скорость находилась в пределах от 9,5 до 20 км/ч, максимальная транспортная – 40 км/ч. Расход бензина достигал 65,5 литров на 100 километров.
В середине 1950-х в Москве проходили испытания принципиально новой «пневматической» подметальной машины ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63 (4?4), созданной по образцу немецкого варианта Heuser. По всей её ширине мусор без какого-либо увлажнения засасывался в накопительный бункер при помощи сильного потока воздуха. Добиться абсолютной герметичности не удалось: шумная и тихоходная машина передвигалась в облаках пыльной бури.
Общий вид подметальной машины ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63. 1957 год
Модернизированная подметально-уборочная машина ПУ-53 на грузовом шасси ГАЗ-53-02. 1966 год
В 60-е появилась круглогодичная подметально-уборочная машина ПУ-53 на усиленном самосвальном шасси ГАЗ-53-02, по общей конструкции идентичная предшественнику ПУ-20. К её новинкам относились гидравлическая система управления рабочими органами, модернизированный винтовой транспортёр и два сменных контейнера-мусоросборника вместо одного бункера.
Подметальная машина ПУ-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)
Ширина захвата модели ПУ-53 и параметры водяного бака не изменились. Емкость двух сменных бункеров составила 1,4 кубометра, максимальная скорость возросла до 85 км/ч. Её выпускали Экспериментально-механический завод Мосгорисполкома и Киевский экспериментальный завод «Дормаш».
В 1966 году на заводе «Дормаш» начался выпуск первых советских вакуумных подметально-уборочных машин ВПМ-53 на базе ГАЗ-53А. У них обычная цилиндрическая щётка переместилась вперед под кабину водителя и направляла смёт на лотковые щётки, которые забрасывали его во всасывающий рукав заборного сварного сопла пневматической системы. Затем мусор попадал в вакуумный бункер-циклон, создававшийся вентилятором высокого давления. Для разгрузки цельнометаллический кузов опрокидывался назад.
Вакуумная подметальная машина ВПМ-53 с основной и лотковой щётками и всасывающим рукавом. Фото 1974 года
Полезная ёмкость бункера машины ВПМ-53 составляла 1,6 кубометра, максимальная масса смёта – две тонны, запас воды – 760 литров. Рабочие скорости – от 5 до 16,5 км/ч. Полная масса машины – 6,6 тонны.
Вторую, не менее обширную, группу поливомоечных машин составляли довольно простые «поливалки», созданные на базе серийных грузовиков и предназначенные для полива и мойки дорожных покрытий с помощью мощных плоских веерообразных водяных струй.
Первой опытной «поливалкой» в 1955 году стала машина ПМ-8 на грузовике ЗИС-150 с закрытым цельнометаллическим кузовом, в работе над которой была реализована конструкция практически всех последующих машин этой категории. Через два года в КБ УБМ была создана модернизированная версия ПМ-10 для монтажа на грузовики ЗИС-150 и ЗИЛ-164.
Поливальная машина ПМ-10 с передними и центральными соплами близ театра Советской армии. 1957 год
Поливомоечные машины ПМ-10 на шасси ЗИС-150 с передним моечными насадками
Оборудование этой машины состояло из цистерны ёмкостью шесть тысяч литров, закреплённой на лонжеронной раме, одноступенчатого центробежного насоса с фильтрами и нагнетательным трубопроводом. От них вода под давлением подавалась на два подбамперных сопла, но на ряде машин третью насадку монтировали с правой стороны под кузовом. В зимнее время на машину ПМ-10 устанавливали снегоочистительный комплект П-11.
Поливомоечная машина ПМ-10 на шасси грузовика ЗИЛ-164. 1959 год
Ширина поливочной полосы составляла 18 метров, в моечном режиме – семь метров. Сухая масса машины ПМ-10 – 5,5 тонн, с полной нагрузкой – 11,5 тонн. Рабочие скорости находилась в границах 16-20 км/ч.
В то же время на шасси грузовика МАЗ-200 появилась тяжёлая поливочная машина ПМ-9 с цистерной на 7,5 тысяч литров воды, а в Ленинграде построили целый автопоезд ПМП с запасом на семь тысяч литров.
Ленинградский поливочный автопоезд ПМП с седельным тягачом ЗИС-120Н и полуприцепом-цистерной. 1956 год
С появлением грузовиков ЗИЛ-130 на их основе разные предприятия собирали поливочно-моечные машины ПМ-130 с карданным приводом от коробки отбора мощности центробежного одноступенчатого насоса, смонтированного на правом лонжероне рамы автомобиля. В отличие от первых машин ПМ-10 с декоративными облицовками кузовов здесь впервые обнажилась сварная овальная цистерна той же ёмкости с передним водозаборным люком, двумя волнорезами и прибором для определения уровня воды. С обеих сторон имелись пеналы для рукавов и наборов сопел, на крыше кабины крепился прожектор для работы в ночное время.
Универсальная машина ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130 с передними насадками и моющей щёткой. 1970-е годы
В зависимости от климатических условий под рамой автомобилей монтировали различные щётки с приводом от базового шасси. Благодаря шарнирному креплению сопла устанавливались под любым углом, а водитель из кабины мог регулировать направление и силу струи.
Со второй половины 70-х самой распространенной советской «поливалкой» стал вариант ПМ-130Б, модернизация которого касалась лишь второстепенных узлов.
Модернизированная поливомоечная машина ПМ-130Б на грузовике ЗИЛ-130-76. 1980 год
Для этих машин ширина обработанной полосы при поливе составляла 15-18 метров, на мойке – 7-8. Полная масса с водой и спецоборудованием достигала 11,5 тонн, рабочая скорость – 10-20 км/ч. За всё время выпуска их собственная масса в 5,5 тонн оставалась неизменной.
Малоизвестные комбинированные поливальные машины нескольких моделей на базе ЗИЛ-130 (КПМ-64, КПМ-3, КДМ-130/130А и др.) применялись в службах по содержанию автомобильных дорог, оснащались сменным заказным оборудованием и проблесковыми фонарями, отличались деталями, рядом параметров и поставлялись на экспорт. В разных комплектациях их масса составляла 5,2-5,8 тонн.
Комбинированная поливомоечная машина КПМ-3 с тремя мощными насадками и летней щёткой
Коммунальные «поливалки» недалекого прошлого
Ни одна из описанных здесь коммунальных машин до настоящего времени не дожила, но оставила новое ярко выраженное потомство. Здесь ограничимся лишь спецавтомобилями, которые собирались под общим индексом КО (коммунальное оборудование) и выпускались до развала СССР.
Подметально-уборочная машина КО-304 на шасси ГАЗ-53А для обработки лотков и пневматической подачей мусора в опрокидывающийся кузов-бункер. 1978 год
Подметально-уборочная машина КО-309 на базе ГАЗ-53-14 с пневмомеханическим подборщиком и гибким шлангом с пылесосным наконечником. 1987 год
Поливочная машина КО-002 на шасси ЗИЛ-431416 с цистерной на 6,2 тысячи литров воды с гидравлическим и подметальным оборудованием. 1987 год
Уникальная многоцелевая машина для содержания дорог ЭД-244 на грузовике МАЗ-5337 с ёмкостью цистерны 7,5 тысяч литров, металлическим кузовом и отвалом. 1988 год
Чернобыль: Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ помогала в дезактивации стандартным поливалкам и пожаркам, моющим фасады домов, улицы, деревья
Подметальная машина Пл–3, 1950–е годы, Москва. В течение часа подметала около 2500 м? дорожного покрытия.