Московское метро
Категория: ОткрыткиПросмотры: 3 551

Набор открыток

Комплектом цветных открыток «Московское метро» (выпуск 2) издательство «Планета» продолжает серию, посвященную созданию линий столичного метрополитена. Этот выпуск знакомит участников и гостей Олимпиады-80 со станциями Горьковско-Замоскворецкой линии. Вблизи трассы расположены стадионы «Динамо», «ЦСКА», «Юных пионеров», «Торпедо», водный стадион «Динамо», комплекс Центрального спортивного клуба Армии и другие.


1. Станция "Маяковская"

Открыта в 1938 году. Архитектор А. Душкин. Начальник строительства И. Гоцеридзе.
Макет станции экспонировался в 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке и был удостоен «Гран-при».
Облицована светло-серым мрамором «уфалей», садахлинским и шрошинским из Грузии. Грани колонн выложены из пластин уральского камня «орлец». Изящные арки отделаны рифленой нержавеющей сталью. Пол устлан плитами белого мрамора и четко расчерчен на прямоугольники полосками серого и красного мрамора. Словно ковровая дорожка пролегла через весь зал полоса красного мрамора. В конце ее, у торцовой стены, установлен бюст В. Маяковского.
В один из самых трудных дней Великой Отечественной войны — 6 ноября 1941 года — в зале станции состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся и общественности столицы, посвященное XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Станция имеет выход на площадь Маяковского, совмещенный с подземным переходом через улицу Горького. На площади, которая названа именем выдающегося советского поэта Владимира Маяковского, и вблизи нее расположены Концертный зал имени П. Чайковского, театры: сатиры, имени Моссовета, юного зрителя, имени К. С. Станиславского, кинотеатр «Москва» и Московский дом кино.
В центре площади — памятник поэту скульптора А. Кибальникова, удостоенного за эту работу Ленинской премии.

Уникальна конструкция подземного зала. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими металлическими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Особый колорит придают овальные плафоны, встроенные в свод станции. Свет от расположенных по их периметру светильников направлен вверх, туда, где размещены мозаичные панно из смальты.
Автор эскизов художник А. Дейнека. Тема этих произведений — «Сутки советского неба».


2. Станция "Сокол"

Открыта в 1938 году. Архитекторы К. Яковлев и Ю. Яковлев. Начальник строительства С. Соколин.
Необычен интерьер станции. В центре посадочного зала находятся мощные колонны, которые, расширяясь кверху, образуют купола-своды с нишами. В карнизах куполов скрыты светильники. Низ колонн и стен облицован белым мрамором со вставками из красного, цоколь —- из черного мрамора. Пол выложен красными и серыми гранитными плитами. Мраморной мозаикой украшены стены коридоров. Станция имеет три выхода: на обе стороны Ленинградского проспекта и в подземный переход под ним. Один из наземных павильонов построен в виде подковы с фонтаном посередине, другой — прямоугольное здание, за которым — памятник архитектуры XVII века.
У начала Ленинградского и Волоколамского шоссе высится здание Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» имени С. Жука. Неподалеку от станции на 3-й Песчаной улице расположен стадион ЦСКА.



3. Станция "Войковская"

Открыта в 1964 году. Архитектор И. Петухова. Начальник строительства Н. Федоров. Два выхода в торцах зала совмещены с подземными переходами, ведущими на обе стороны Ленинградского шоссе. Станция названа в память революционера, советского дипломата П. Войкова, имя которого носит и расположенный рядом известный московский завод. Неподалеку в небольшом парке находится школа № 201, в которой учились Герои Советского Союза Зоя и Александр Космодемьянские. В школе открыт музей, где собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и подвигах героев.
Вблизи станции Ленинградское шоссе пересекает железнодорожную дорогу Рижского направления. Путепровод через нее украшают скульптуры советских воинов, напоминающие о том, что по этой дороге уходили на фронт во время Великой Отечественной войны соединения Народного ополчения.
По одну сторону путепровода расположена платформа «Ленинградская», по другую — разбит сквер, в центре которого установлен памятник летчику-космонавту СССР В. Волкову (скульптор М. Тоидзе, архитекторы И. Студеникин и В. Тхор). 


4. Станция "Коломенская"

Открыта в 1969 году. Архитекторы В. Черемин, Л. Шагурин. Начальник строительства Н. Простов.
Древнерусские мотивы звучат в оформлении станции. Большие панно из чеканной меди украшают входы в среднюю часть посадочного зала. На стенах, облицованных керамической плиткой с мраморной вставкой в нижней части,— ажурные металлические решетки. Восьмигранные колонны облицованы мрамором. Некогда в районе станции располагалось старинное русское село Коломенское — царская вотчина. Теперь в бывшей усадьбе — филиал Государственного Исторического музея — музей «Коломенское». На его территории сохраняются выдающиеся архитектурные памятники XVI—XVIII веков: храм Вознесения, Казанская церковь, каменные въездные ворота и др. Здесь же собраны памятники древнего деревянного зодчества, привезенные с Севера и из Сибири: домик Петра I, построенный в 1702 году в устье Северной Двины, башни Карельской крепости и Братского острога, медоварня. Лестницы в торцах зала станции ведут в подземные переходы, по которым пассажиры могут выйти на обе стороны Пролетарского проспекта.


5. Станция "Автозаводская"

Открыта в 1943 году. Архитектор А. Душкин. Начальник строительства А. Чесноков. Высокий потолок посадочного зала поддерживают два ряда изящных квадратных колонн, отделанных желто-розовым мрамором. Стены украшены мозаичным панно с горельефами, выполненными скульпторами В. Бордиченко и Ф. Лехтом. Тема композиций, как и всего художественного оформления станции,— героический труд советских людей в годы Великой Отечественной войны, единство фронта и тыла. Эти же мотивы звучат в художественном оформлении эскалаторного зала перед выходом на Автозаводскую улицу. На высоком куполе зала — лента с изображением орденов и надписями: «Слава героям Отечественной войны», «Слава героям социалистического труда».
У станции два выхода в виде наземных вестибюлей. Один из них, встроенный в нижний этаж жилого дома на Автозаводской улице, позволяет выйти к Кожуховским улицам и Автозаводскому проезду. Второй — на улицу Героя Советского Союза А. Мастеркова.
Неподалеку от станции расположены крупнейшие московские заводы — автомобильный им. И. А. Лихачева и электромашиностроительный «Динамо» им. С. М. Кирова. Рядом — Дворец культуры автозавода и стадион «Торпедо».


6. Станция "Павелецкая"

Открыта в 1943 году. Архитекторы С. Лешенко, Е. Демченко, А. Душкин, Н. Князев. Начальник строительства Н. Губанов.
Свод посадочного зала держится на беломраморных колоннах. Расширяясь кверху, они образуют арки, облицованные фасонным мрамором. Зал украшен бронзовыми медальонами и лепным орнаментом. Светильники встроены в купола на своде. Пол выложен серо-розовыми гранитными плитами. Живописные мозаичные панно в вестибюле посвящены важнейшим историческим этапам в жизни нашей Родины и ее защитникам — воинам.
В центре зала — переход на одноименную станцию Кольцевой линии. Станция имеет два выхода: на Ленинскую площадь, на Валовую улицу и к Павелецкому вокзалу. Рядом с ним, в Кожевническом сквере, расположен «Павильон-музей траурного поезда В. И. Ленина».


7. Станция "Новокузнецкая"

Открыта в 1943 году. Архитекторы И. Таранов, И. Быкова. Начальник строительства Е, Тищенко.
Станция сооружена в годы Великой Отечественной войны. Рядом с барельефами советских воинов — изображения героев нашей истории: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. В своде — мозаичные панно из смальты, изготовленные по эскизам А. Дейнеки художником И. Фроловым, погибшим незадолго до прорыва блокады Ленинграда. Панно вывезли из осажденного города моряки Ладожской флотилии. Композицию эскалаторной арки с одной стороны завершает бронзовая скульптурная вставка работы известного советского скульптора Н. Томского, в центре которой в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков щит с надписью: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны», с другой — мраморное мозаичное панно, украшающее боковую стену перехода на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Оригинальны мраморные скамьи в нишах пилонов.
Станция имеет выход на Пятницкую улицу. Рядом с метро возвышается здание Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию.


8. Станция "Площадь Свердлова"

Открыта в 1938 году. Архитектор И. Фомин. Начальник строительства А. Танкилевич.
Мощные пилоны, облицованные светлым мрамором, поддерживают свод посадочного зала, украшенный барельефами из глазурованного фарфора. Торжественно выглядит центральная часть станции, освещенная хрустальными светильниками в бронзовой оправе. Станция имеет два выхода и переходы на станции «Площадь Революции» (Арбатско-Покровской линии) и «Проспект Маркса» (Кировско-Фрунзенской линии).
У выхода на площадь Революции находится Центральный музей В. И. Ленина, Государственный Исторический музей, Государственный универсальный магазин (ГУМ). Здесь же 31 октября 1978 года открыт памятник Я. Свердлову (скульптор Р. Амбарцумян, архитектор Б. Тхор).
На площади Свердлова — Государственные академические Большой и Малый театры Союза ССР, Центральный детский театр.


9. Станция "Каширская"

Открыта в 1969 году. Архитекторы Н. Демчинский и Ю. Колесникова. Начальник строительства К. Крюков.
Два ряда четырехугольных колонн, облицованных коричневым мрамором, поддерживают потолок зала. Пол выстлан серым гранитом. Станция расположена в новом, быстро застраивающемся районе. В оформлении ее применены литые панно. Тема их — «Жизнь страны». Станция построена как пересадочная с учетом того, что от нее Горьковско-Замоскворецкая линия будет иметь ответвление в район Борисово-Братеево. Здесь два посадочных зала, соединенных переходом.
У станции два выхода на обе стороны Каширского шоссе.


10. Станция "Варшавская"

Открыта в 1969 году. Архитектор Н. Алешина. Начальник строительства И. Яцков. Расширяющиеся кверху мраморные колонны поддерживают потолок посадочного зала. Стены облицованы керамической голубой плиткой и украшены металлическими панно, отражающими архитектуру польских городов. Пол выложен плитами серого гранита.
У станции два выхода на Варшавское шоссе. Один из них соединен с переходом под железнодорожными путями на пригородную станцию «Коломенское» Павелецкого направления, другой выход на Чонгарский бульвар и к кинотеатру «Ангара».


11. Станция "Аэропорт"

Открыта в 1938 году. Архитекторы Б. Виленский и В. Ершов. Начальник строительства С. Фрадкин.
Посадочный зал перекрыт единым сводом. Соединение свода со стенами выполнено так, что посадочный зал напоминает гигантский салон самолета. Стремительные рельефные линии пересекают свод от стены к стене. В их пересечениях ажурные светильники. Стены отделаны разноцветным уральским мрамором, пол выложен гранитными плитами. Большое открытое пространство, обилие света и воздуха подчеркивают основную тему художественного оформления станции — «Советская авиация». Станция имеет два выхода на Ленинградский проспект. Напротив метро высятся два 12-этажных здания. В одном из них расположилось Министерство гражданской авиации, в другом — гостиница «Аэрофлот». За ними — в длинном (более четверти километра) двухэтажном здании из стекла и бетона — аэровокзал. Рядом с ним комплекс Центрального спортивного клуба Армии: Дворец спорта, где тренируются и соревнуются хоккеисты, баскетболисты, волейболисты; плавательный бассейн, Дворцы тяжелой атлетики и тенниса, игровой и гимнастический залы, футбольно-легко-атлетический комплекс.
На Красноармейской улице, недалеко от станции, размещается Центральный Дом авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.


12. Станция "Динамо"

Открыта в 1938 году. Архитекторы Я. Лихтенберг и Ю. Ревковский. Начальник строительства А. Барышников.
Мощные пилоны облицованы красным тогийским мрамором. Спорту посвящено художественное оформление станции в виде фарфоровых барельефов, выполненных скульптором Е. Янсон-Манизер. Название станции дал расположенный рядом Центральный стадион «Динамо».
Два выхода из метро к Северным и Южным его трибунам выполнены в виде прямоугольных невысоких зданий, окруженных колоннадой. Широкие лестницы, ведущие к стадиону, рассчитаны на мощные потоки пассажиров. Вестибюли отделаны светлым узбекским мрамором «газган».
Центральный стадион «Динамо»— одна из основных спортивных арен «Олимпиа-ды-80»—отметил свое 50-летие. Построенный в 1928 году по проекту Л. Черикова и Б. Иофана, он первоначально был рассчитан на 25 тысяч зрителей. Сегодня «Динамо»— это целый комплекс спортивных сооружений, более 60 тысяч зрителей вмещают теперь его трибуны. Рядом со стадионом раскинулся Петровский парк с бывшим Петровским дворцом, возведенным по проекту выдающегося русского зодчего М. Казакова в 1775—1782 годах. Теперь здесь — Военно-Воздушная академия имени Н. Е. Жуковского. В сквере у входа в академию установлен памятник великому русскому ученому Н. Жуковскому (скульптор Г. Нерода). Рядом — высеченный из розового гранита скульптурный бюст другого замечательного ученого К. Циолковского (скульптор С. Меркуров). Недалеко от метро на Ленинградском проспекте расположен стадион «Юных пионеров».


13. Станция "Белорусская"

Открыта в 1938 году. Архитекторы Н. Андриканис, Н. Быкова. Начальник строительства Ф. Кузьмин.
Мощные пилоны из темно-розового мрамора, украшенные лепкой, поддерживают своды станции. Черными и серыми гранитными плитами выложен пол, а стены облицованы голубой рифленой глазурованной плиткой. Боковые части зала освещены круглыми люстрами, а центральная часть еще и бронзовыми торшерами, установленными в нишах, облицованных офикальцитом. У торцовой стены зала — бюст В. И. Ленина.
В центре зала — переход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии. Станция имеет выход на площадь Белорусского вокзала — одного из старейших в Москве, построенного в 1870 году и реконструированного по проекту инженера И. Струкова в 1909 году.
В сквере перед вокзалом — памятник выдающемуся пролетарскому писателю М. Горькому. Он выполнен группой скульпторов во главе с В. Мухиной по модели И. Шадра.


14. Станция "Горьковская"

Открыта в 1979 году. Сооружена по проекту творческого коллектива во главе с архитектором Р. Семерджиевым. Начальник строительства Н. Федоров.
Станция интересна тем, что была построена на действующей линии метро. Особо сложные работы метростроевцы выполняли ночью, когда прекращалось движение поездов. Построенная под Пушкинской площадью, она соединена пересадочным коридором со станцией «Пушкинская» Ждановско-Краснопресненской линии.
В подземном дворце установлена бронзовая скульптура буревестника революции А. М. Горького (скульптор В. Клыков).
Станция имеет выход на Пушкинскую площадь, улицу Горького и Тверской бульвар. Недалеко от станции — Музей революции СССР. Богатейшая экспозиция музея раскрывает историю революционного движения в России, рассказывает о завоеваниях Октября. На Пушкинской площади находится первый в мире памятник А. С. Пушкину (скульптор А. Опекушин). В глубине сквера один из крупнейших кинотеатров столицы — «Россия», на Тверском бульваре—новое здание МХАТа СССР им. Горького и Драматический театр им. А. С. Пушкина, на улице Чехова — Театр им. Ленинского комсомола.
На площади расположены одно из крупнейших советских издательств «Известия» и агентство печати «Новости» (АПН).


15. Станция "Каховская"

Открыта в 1969 году. Архитектор Н. Демчинский. Начальник строительства Н. Федоров.
Литые панно на стенах, облицованных белой и малиновой керамической плиткой, посвящены истории гражданской войны. Пол выложен серым гранитом и лабрадоритом. Восьмигранные колонны облицованы мрамором.
У станции два выхода — на Чонгарский и Симферопольский бульвары, к улицам Каховка и Большая Юшуньская.
Предусмотрена пересадка на одноименную станцию Серпуховского радиуса.


16. Станция "Водный стадион"

Открыта в 1964 году. Архитектор М. Марковский. Начальник строительства Н. Федоров.
Станция имеет два выхода. Один — на Ленинградское и Головинское шоссе, улицу Адмирала Макарова и к водному стадиону «Динамо», другой — на Кронштадтский бульвар и к Авангардной улице.
Вблизи станции находится Центральный государственный архив литературы и искусства СССР — ЦГАЛИ — один из крупнейших в мире. В его хранилищах — рукописи литературных произведений русских, советских и зарубежных авторов, архивы художников и композиторов, деятелей театра и кино.


17. Станция "Речной вокзал"

Открыта в 1964 году. Архитектор Н. Демчинский. Начальник строительства Н. Федоров.
Станция имеет два выхода, симметрично расположенных по обеим сторонам Фестивальной улицы.
В августе 1957 года участники VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов заложили здесь Парк Дружбы. Название станции дал расположенный неподалеку Северный речной вокзал столицы. Его здание, украшенное арками и галереями, возведено на берегу Химкинского водохранилища в начале сороковых годов по проекту архитектора А. Рухлядева. Венчает центральную башню шпиль из нержавеющей стали, на вершине которого сверкает пятиконечная звезда. Химкинское водохранилище словно предназначено для отдыха и путешествий. На его берегу расположены: «Динамо»— крупнейший водный стадион столицы, Центральный водомоторный спортивно-технический клуб «Трудовые резервы», водные станции ДСО «Водник» и «Спартак».




Фото А. Терзиева. Автор текста В. Березин. «Московское метро». Выпуск 2. Комплект из 18 цветных открыток. ©Издательство «Планета». Москва, 1980 г. Обложка художника В. Китаева. Заведующая редакцией Н. Бояркина. Редактор Н. Самохина. Художественный редактор В. Егоров. Технический редактор А. Быковская. 24/8а-4020. Т. 140 000. Ц. 1 р. 18 к. 3. 400. Бумага мелованная. Печать офсет.



_____________________________________________________________________________________________________
Друзья! Эти открытки отсканированы и обработаны вместе с текстом нашими сотрудниками. Мы разрешаем использовать их в любых целях, без каких-либо ограничений. Но если вы поблагодарите авторов небольшим пожертвованием, размер которого остается за вами, мы будем премного благодарны. Все взносы используются на дальнейшее развитие нашего Музея СССР. Спасибо! Счет ЯндексДеньги для добровольных пожертвований: 4100 1409 0827 465.
_____________________________________________________________________________________________________


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
При поддержке NOVOUR.RU
  • Рейтинг@Mail.ru
  • Разработал Sobin