Приключения Петрушки
Категория: ОткрыткиПросмотры: 35

Мир детской иллюстрированной книги на протяжении последнего столетия впитывает то лучшее, что открывает русское изобразительное искусство (живопись, графика) и полиграфия. Свою лепту внесли в создание детских книг крупнейшие художники. Целый ряд советских изданий для детей вошли в историю искусства и стали ее классикой. Поколения людей получали по ним первые сведения об окружающем мире, развивали образное его восприятие, учились ценить емкое, звучное слово, красоту и выразительность линий, форм, цвета. Но есть еще одна, наиважнейшая задача воспитания, в решении которой книга для маленьких читателей — по существу слушателей и зрителей — незаменима. Это задача воспитания чувств. Иллюстрированной книжке предстоит наглядно и прочно закрепить в сознании ребенка нерасторжимую связь эмоций: радости и удовольствия с добротой и щедростью, храбрости и силы с сочувствием и жалостью к тем, кто нуждается в помощи; в обретении друга почувствовать ощущение счастья и испытать горечь одиночества; воочию увидеть естественность и красоту добрых чувств и противоестественность, уродство вражды, жестокости, злобы. Неизменно и с успехом вот уже на протяжении 30 лет решает задачу эмоционально-нравственного воспитания иллюстратор детских книг художник Леонид Викторович Владимирский.
Известно, что явления, сложные для детского понимания, выходят за рамки восприятия, дети как бы просто их не замечают. И, напротив, ребят привлекает то именно, в чем они в данный момент нуждаются, что необходимо им для утверждения в жизни. Как часто, любуясь красивой книгой, мы замечаем полное равнодушие к ней ребенка. Детская оценка иллюстраций Владимирского, по проведенной «Пионерской правдой» анкете, была наивысшей. Имя его дети назвали наряду с крупнейшими советскими иллюстраторами и графиками.
Чем заслужил любовь своих читателей-зрителей художник? Из чего складывается образ его героя, безоговорочно принятый детьми?
Персонажи книг «Приключения Буратино, или Золотой ключик» А. Толстого, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Путешествие голубой стрелы» Д. Родари, «Вовка Веснушкин в стране заводных человечков» В. Медведева и многие, многие другие в рисунках Владимирского необычайно выразительны. С первого взгляда они Позволяют оценить ситуацию, в которой оказался герой. Динамичные композиции мизансцен с немногочисленными, но крайне необходимыми деталями дают исчерпывающее объяснение всех обстоятельств действия. Мастерски пользуется Владимирский планами — приемом, хорошо знакомым детям по кино- и мультфильмам. Реалистические элементы пейзажа и интерьера служат в рисунках как бы опорой, соотносящей игрушечный мир сказочных человечков с большим миром взрослых, тем миром, в котором живет ребенок. Элемент юмора, присущий художнику, оберегает образы положительных персонажей от сентиментальности, а в образах отрицательных — устраняет ощущение страха, как бы заранее предопределяя тем их поражение в борьбе с добром.
Серия рисунков «Приключения Петрушки», сюжеты которых подсказаны художнику книжкой М. Фадеевой и А. Смирнова, не просто иллюстрации в обычном смысле. В образе Петрушки воплощено все то, что было найдено в свое время в деревянном Буратино, соломенном Страшиле, железном Клодино: доброта, самоотверженность, верность друзьям, правдивость, предприимчивость и, конечно, смелость, отвага, граничащие с озорством.
Имя героя, сюжетный ход «Приключений Петрушки» восходят к русскому фольклору, к ярмарочному кукольному театру. И эта основа оказалась как нельзя более органичной для художника. Начиная с обложки, на которой балаганная кукла Петрушка приглашает зрителей принять участие в веселом спектакле-игре, и кончая апофеозом сказки, на последнем рисунке серии с летящим по волнам умным и добрым дельфином, увозящим к свободе героев: девочку-мастерицу Аленку, верного Тузика и поборовшего все превратности Петрушку,— все здесь построено по законам народного искусства, которое во все времена было близко и понятно детям.
От народного творчества художник унаследовал ясную простоту и юмор декоративной символики. В своих рисунках он наделяет декор эмоционально-психологическим содержанием. Элементы национального орнамента используются при этом крайне скупо и своеобразно трактуются. Они как бы возвращаются вспять к своей натурной первооснове. Стилизация как таковая чужда искусству Владимирского. В традиционной похожести знакомых персонажей, скупыми средствами рисунка цветным карандашом на белом фоне листа, почти без фона художник достигает ясности и емкости содержания. Иллюстрации по существу не требуют подписей. Дети, не умеющие читать, легко могут сочинить по ним свой вариант сказки.
Жизненность персонажей художника — одна сторона дела. Другая — в особой чуткости, внимании и понимании детей, с которыми он умеет разговаривать на их языке. Потому что в этом высоком седом человеке с серьезным и чуть грустным взглядом за стеклами очков под взрослой внешностью живет не старея веселый и озорной дошкольник.


А. Амшинская

В зелёной долине, на берегу синего моря, раскинулось кукольное царство. Правил этой страной тряпичный царь Формалай Большой, а его подданными были тряпичные куклы. Как обыкновенные люди, они могли плакать и смеяться, есть хлеб и голодать, любить и ненавидеть...» Так начинается сказка «Приключения Петрушки» М. Фадеевой и А. Смирнова. В ней рассказывается о разных веселых и грустных историях, происходивших с жителями этого царства — мастером Трофимом, кузнецом Игнатом, огородником Терентием, гончаром Крынкой, крестьянкой Матрешкой и другими. Но самые удивительные веселые и печальные истории происходили с Петрушкой — сыном кукольного мастера Трофима.
 


На берегу синего моря раскинулась столица кукольного царства Формалайск.



Там жил удивительный мастер Трофим, который умел шить кукол. Трофим хотел, чтобы у него был помощник — сын Петрушка. Он достал материал и принялся за работу. Но не успел положить последний стежок, как Петрушка вырвался из его рук, подбежал к зеркалу и показал себе длинный-предлинный нос.



Веселому Петрушке было скучно одному, и он попросил отца сшить собаку.
— Хорошо,— ответил отец.— Мне приходилось мастерить и собак, и коров, и быстроногих коней. Будет тебе собака с разноцветными лапами и ушами.



— Вот тебе и помощник! Только сшил, а он уже убежал,— пробормотал мастер Трофим, увидев, как Петрушка и Тузик выпрыгнули в окно.



Петрушка хотел быстрее познакомиться с огромным миром, который его окружал, и, с любопытством оглядываясь по сторонам, бежал по улице. А впереди него подпрыгивал Тузик.



— Меня зовут Аленка,— сказала Петрушке девочка, которую он защитил от хулигана.— Я подарю тебе платок. Я его сама вышивала.



Царь Формален очень хотел иметь свой красивый портрет В ЗОЛОТОЙ раме. Золотую раму ему сделали, но рисовать его никто не брался — боялись.
Формалай долго думал, как быть, и, наконец, придумал. Его встретили Тузик и Петрушка. То-то смеху было!



Разгневанный Формалай пришел к мастеру Трофиму и с порога закричал:
— Где бездельник Петрушка? Приведи его.
— Его нет дома,— ответил мастер.



Тогда Формалай вызвал генерала Атьдва. На ногах у него были колесики, чтобы раньше всех убегать от врага и первым сообщать царю о победах.
Царь приказал генералу поймать Петрушку.



Генерал не нашел Петрушку, зато с помощью повара и дворника схватил Аленку и доставил во дворец. Пусть скажет, где скрывается Петрушка!



Аленка не выдала товарища. Царь захотел заточить ее в тюрьму, а потом вспомнил, что она хорошая рукодельница, и. приказал вышить свой портрет. Смелая девочка вышила этакое страшилище на полотне, что ее тотчас же заперли в высокую башню.



Поздно вечером Петрушка вернулся домой.
— Какое несчастье,— встретил его отец,— Аленку заточили в высокую башню.



Чуть свет Петрушка отправился к кузнецу Игнату, старому артиллеристу.
— Помоги мне,— сказал Петрушка.— Выстрели из пушки, а я буду вместо ядра. Так я попаду в башню и выручу Аленку.



Аленка и Петрушка хотели бежать, но были схвачены царскими слугами. Формален приказал сжечь их на костре.
— Исполни наше последнее желание,— попросил Петрушка.— Мы хотим пить.
Принесли воды, но ребята не столько пили, сколько на себя лили. Огонь зашипел, повалил густой дым, и никто не заметил, как узники исчезли.



Аленка побежала к морю умыться, но там ее схватили слуги морского Чуда-Юда.
Пришлось Петрушке плыть на скалистый остров к замку морского царя.


 
Выручил их знакомый дельфин. Аленка, Петрушка и Тузик забрались к нему на спину, и он, рассекая волны, увез их подальше от глупого Чуда-Юда и злого Формалая.

_________________________________________________________________
Набор открыток "Приключения Петрушки"

Редактор А. Ю. Стеркин. Художественный редактор Л. Я. Рубен. Технический редактор Е. А. Медникова. Корректор Е. Н. Куткина.
Н/К
Сдано в набор 20.05.83. Подписано в печать 20.06.84. Формат 62Х86 - Бумага офсетная. Гарнитура шрифта журнальная рубленая. Печать офсетная. Тираж 200 000. Зак. № 1360. Изд. № 12-817. Цена 36 коп. © Издательство «Советский художник» 125319, Москва, ул. Черняховского, 4а

Московская типография №    5 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, Мало-Московская, 21



Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
При поддержке NOVOUR.RU
  • Рейтинг@Mail.ru
  • Разработал Sobin