В СССР жанр кинофантастики был невероятно популярен, она появилась в государстве рабочих и крестьян с момента его образования. В отличие от западной, советская фантастика всегда ставила во главу угла не столько технический прогресс в будущем, сколько то, как будет меняться человек, каким он станет в далеком грядущем. За 70 лет было снято множество фантастических лент, в которых не было жутких монстров и сражений на лазерных мечах, зато были интересные сюжеты и оригинальный взгляд на общество будущего. Есть среди них и забытые шедевры, о которых мы вспомним в этой статье.
Аэлита, 1924 год
Экранизация произведения Алексея Толстого выдержана в стилистике того времени – все костюмы и прически однозначно из 1920-х годов. Режиссер Яков Протазанов прекрасно передал дух противостояния зарождавшейся социалистической системы на Земле и дикого капитализма на Марсе, на который отправился инженер Лось на сконструированном им звездолете. В путешествии его сопровождал красноармеец Гусь, вознамерившийся принести революционные идеи на Красную планету.
Космический рейс, 1935 год
Мысли о полете на Луну сопровождали человечество на протяжении многих веков. Свою версию такого путешествия представил режиссер Василий Журавлёв в фильме «Космический рейс», снятом в 1935 году. Действие картины происходит в далеком на тот момент 1946 году. Экипаж гигантского корабля «Иосиф Сталин» оказывается малочисленным – помимо академика-изобретателя ракеты, в него входят только его ассистентка, а также пробравшийся на корабль мальчик Андрейка. Смелая троица отправляется на обратную сторону Луны…
Гибель сенсации (Робот Джима Рипль), 1935 год
Провидческий фильм Александра Андриевского рассказывает историю создания ученым-идеалистом робота, призванного облегчить тяжелую жизнь рабочих. Однако злые капиталисты видят в изобретении лишь возможность дополнительной наживы и решают заменить ими всех работников фабрик. В результате начинаются забастовки, и тогда роботы получают новое задание – подавить восстание рабочих…
Небо зовет, 1959 год
Фильм был снят в самый разгар космической гонки между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Однако в представлении авторов на момент событий на орбите уже была развернута космическая станция, предназначенная для запуска корабля к Марсу… Знакомый сюжет, не правда ли? Стартовав первыми, американцы промахиваются мимо планеты бога войны и падают…на Солнце. Вслед за ними отправляется и советский звездолет.
Планета бурь, 1961 год
Из долгой космической экспедиции возвращаются несколько кораблей, однако на подлете к Венере один из них терпит бедствие, в то время как два других успешно «привенериваются», хотя и далеко друг от друга. Начинается путешествие по неизведанной планете, которая оказывается совсем не такой безжизненной и пустынной, как казалось с Земли. Фильм был снят на Ленинградской киностудии, в одной из главных ролей – Георгий Жженов.
Таинственная стена, 1967 год
В этой картине мы видим Андрея Миронова в довольно непривычном амплуа – здесь нет ни танцев, ни шуток, ни песен. В глубине тайги вдруг возникает удивительный феномен – посреди леса появляется странная завеса совершенно непонятного происхождения. Группы исследователей одна за другой пытаются проникнуть в ее тайну, однако все, чего они добиваются, это эффект путешествия в собственное прошлое всех, соприкоснувшихся со стеной… Герой Миронова уверен, что таким образом с нами пытается наладить контакт инопланетная цивилизация.
Солярис, 1968 год
Оказывается, знаменитый роман Станислава Лема пережил не одну экранизацию в СССР. До всем известного фильма Тарковского была еще двухсерийная лента, выпущенная для телевидения в 1968 году. Главные роли в ней сыграли Василий Лановой и Владимир Этуш, а сюжет остался все тем же – на далекой планете обнаружен огромный и разумный океан, а на изучающем его с орбиты корабле вдруг начинают твориться странные вещи…
Письма мертвого человека, 1986 год
В самый разгар холодной войны и гонки вооружений многие режиссеры пытались представить, каким же будет мир после ядерной катастрофы. Пожалуй, наиболее пронзительным и пугающим этот мир получился у режиссера Ролана Быкова, который сделал главной темой картины попытку переосмысления всех событий, приведших мир к атомному апокалипсису… Мрачная и гнетущая атмосфера фильма заставляет вспомнить все самые острые моменты атомного противостояния двух держав.
Трудно быть богом, 1989 год
Экранизация романа братьев Стругацких давно занимала умы многих режиссеров, и первым на нее решился международный коллектив. Фильм был снят совместными усилиями советских, немецких, французских и швейцарских кинематографистов. Картина довольно близко следует оригиналу, хотя не обошлось и без некоторых вольностей. История попавшего в средневековье человека будущего рассказывается без резкого уклона в сторону натурализма пороков, чем отличалась позднейшая картина Алексея Германа.