Москвич 410Н - Советский кроссовер 1957—1958 гг.
«МОСКВИЧ 410Н» был полноприводным вариантом седанов Москвича-402 и Москвича-407 с усиленным несущим кузовом и доработками, ориентированным для нужд сельских жителей. Москвич-410, в отличие от модели Москвич-402 получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ-М-20 «ПОБЕДА», масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс», двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением, зависимую переднюю подвеску на продольных рессорах и гидравлические амортизаторы рычажного типа. Были также применены шины увеличенной размерности 6,40—15 со специальным «вездеходным» рисунком протектора, что позволило увеличить дорожный просвет до 220 мм, как у ГАЗ-69 и повысило проходимость. Автомобиль мог преодолевать брод до 0,3 м и подъем крутизной до 33 градусов. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х в связи с недостатком у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы «Москвич-407». Всего в 1957—1961 гг. было изготовлено 7580 экземпляров «Москвич-410» и «Москвич-410Н» и 1515 — «Москвич-411».
«Москвич-410» — был нужен работникам сельского хозяйства, автомобиль способный преодолевать размытые дороги, снежную целину, броды. Его появлению предшествовало создание в Горьком в 1955 году автомобиля М-73. Это был маленький двухместный полноприводный автомобиль с оригинальным кузовом «купе». База составляла всего 2000мм. Мосты использованы от М-72. Двигатель и коробка передач от «Москвича-402». Существовал и вариант с кузовом «пикап», предназначенный для сельских механизаторов. В серию этот автомобиль не пошел, но в ответ на это в 1957 году на МЗМА был создан «Москвич-410». На первый взгляд это был обычный «Москвич-402», к которому добавили передний ведущий мост, но это не совсем так. Конструкция кузова и многих агрегатов была изменена, некоторые узлы и агрегаты были созданы заново. На автомобиле появились интересные технические решения, многие из которых получили распространение на новых моделях и стали привычными.
Кузов от «Москвича-402» был переработан. Изменилась конструкция днища в связи с размещением более сложной трансмиссии. По-другому было сделано подкапотное пространство: лонжероны, брызговики, передняя поперечина. Это вполне естественно, ведь передняя подвеска стала зависимой, рессорной. Поскольку автомобиль предназначался для движения в тяжелых условиях, то решено было отказаться от напольных педалей в пользу подвесных. Это значительно улучшило герметизацию кузова. Позже подвесные педали появились на всех серийных «Москвичах».
Двигатель в 1957-58гг. это был нижнеклапанный 402. Затем появился верхнеклапанный двигатель 407, и автомобиль получил индекс 410Н. У двигателя была изменена форма масляного картера и конструкция маслоприемника. Чтобы исключить перегрев в тяжелых условиях, был введен маслорадиатор. Была также увеличена производительность четырехлопастного вентилятора за счет изменения угла атаки лопастей. Но наиболее интересным местом полноприводного «Москвича» была трансмиссия.
Сцепление — обычное, «Москвичовское», с цилиндрическими нажимными пружинами. Конструкция механического привода в связи с иным расположением педалей изменена. Изменена и конструкция коробки передач. У «Москвича-402» имелся удлинитель, который здесь был совсем неуместен. Коробка, как и на «Москвиче-401», получила короткий вторичный вал и заднюю крышку. Но крышка отличалась от 401-ой. Появился сальник вторичного вала. Привод спидометра перенесли на раздаточную коробку. Оригинальной была боковая крышка. Механизм управления коробкой монтировался в ней и рычаг выходил из нее прямо в салон. Так было легче управлять коробкой. В связи с появлением с 1 декабря 1959 года четырехступеньчатых коробок передач, их стали применять и на «Москвичах-410». Короткий карданный вал, соединяющий коробку с раздаткой, имел спереди не крестовину, а эластичную резиновую муфту.
Подвеска всех четырех колес — зависимая, рессорная. Амортизаторы не телескопические, как на обычных «Москвичах», а рычажные, которые считались более надёжными и неприхотливыми. Передние — от М-72, задние от М20. Шины — специальные, размером 6,40-15, с тракторным рисунком протектора. Дорожный просвет составлял 220мм. Рулевой механизм — от ГАЗ М20 «Победы», несколько изменённый. Применено также более простое рулевое колесо от «Москвича-401». Переключатель поворотов представлял собой обычный трёхпозиционный тумблер, установленный на панели приборов. Оригинальными деталями отличалась и тормозная система. Это прежде всего главный тормозной цилиндр с бачком в общем корпусе. Стояночный тормоз — трансмиссионный, по конструкции аналогичен «Волговскому». Барабаны и опорные диски отличались от обычных «Москвичовских». Что касается проходимости, то она была действительно на высоте. Автомобиль преодолевал подъемы крутизной до 33 градусов, броды глубиной до 0,5 метра, уверенно двигался по грязи, снегу, пересечённой местности. В то же время вследствие малой ширины и большой высоты боковая устойчивость была недостаточной. Да и кузов при систематической эксплуатации в тяжелых условиях с нагрузкой мог деформироваться. Но ведь это был легковой автомобиль, а не вездеход, и он не был рассчитан на постоянную эксплуатацию в тяжёлых дорожных условиях, что и оговаривалось в инструкции.
После постановки автомобиля Москвич-407 в серийное производство, вместо модели Москвич-410 была выпущена модификация Москвич-410Н с двигателем, коробкой передач и кузовом от Москвич-407. Передаточное число редуктора главной передачи заднего моста было уменьшено (при этой силовой диапазон трансмиссии вырос с 8,25 до 8,9). В общей сложности до 1960 года АЗЛК изготовил 9340 автомобилей модели «410Н» . Годы выпуска — 1958 -1960. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х из-за недостатка у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы базовой модели Москвич-407. Сами Москвичи-410Н на экспорт не поставлялись. Модернизированный в 1958 году «Москвич-410Н» и универсал «Москвич-411», производство которого началось годом позже, получили новый более мощный двигатель и 4-ступенчатую КПП от Москвича-407. Передаточное число редуктора главной передачи заднего моста было уменьшено, что увеличило максимальную скорость на 10 км/ч. Москвич-410 все же не являлся полноценным внедорожником, каким был выпускавшийся в то же время ГАЗ-69. В инструкции по эксплуатации недвусмысленно указывается на то, что полноприводный автомобиль Москвич-410 «характеризуется только повышенной проходимостью, но при этом не является автомобилем-вездеходом, поэтому нельзя пытаться пользоваться им на особо тяжелых дорогах и в условиях, не соответствующих их возможностям».
Технические характеристики автомобиля "Москвич-410Н"
Годы выпуска | 1957-1958 |
Тип кузова | несущий седан |
Колёсная формула | 4 х 4 |
Количество дверей | 4 |
Число мест | 4 |
Габариты | |
Длина/Ширина/Высота | 4055/1540/1670 мм. |
Колея передяя/задняя | 1220/1220 мм. |
Колесная база | 2377 мм. |
Колея передняя/задняя | мм. |
Снаряженная масса | 1180 кг. |
Клиренс | 220мм. |
Двигатель | |
Двигатель | АЗЛК(МЗМА)-402 |
Компоновка двигателя | Передняя, продольная |
Двигатель/система питания | Бензиновый / Карбюраторная |
Двигатель нижнеклапанный | М-402 |
Объём двигателя | 1220 см 3 |
Число цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 2 на цилиндр |
Клапанный механизм | SV |
Диаметр цилиндра | 72 мм. |
Ход поршня | 75 мм. |
Степень сжатия | 7,00 |
Крутящий момент | 69,6/2400 н*м |
Мощность | 35 л.с. при 4200 об/мин |
Трансмиссия | |
Коробка передач | МКПП 3-х ступенчатая |
Подвеска | 2 продол.лист.полуэл.рессоры |
Тип передней и задней подвески | Поворотный кулак |
Тип рулевого управления | глобоидный червяк |
Тормоза передние и задние | барабанные |
Динамика | |
Максимальная скорость | 85(90) км/ч. |
Расход топлива на трассе / в городе | 10 л. на 100км. |
Объём топливного бака | 35 л. |
Топливо | АИ-80 |
Размер шин / дисков | 6,40х15 дюймов |
Модификации Москвич-410Н
Москвич-410 (1957—1958) | базовый седан с кузовом и двигателем «Москвич-402» |
Москвич-410Н (1958—1961) | модернизированный седан с кузовом и двигателем «Москвич-407» |
Москвич-411 (1959—1961) | универсал с кузовом от «Москвич-423Н» |
Москвич-431 (1960) | фургон с кузовом от «Москвич-430» |